Выбор давления в колесах велосипеда влияет на множество факторов: комфорт катания, уровень сцепления с покрытием, вид покрытия по которому вы планируете кататься, конструкция покрышки и обода, вес велосипедиста и тд. Все эти факторы влияют на подбор необходимого давления в шинах. В этой статье мы расскажем об основных аспектах, от которых нужно отталкиваться, чтобы обеспечить оптимальное давление в колесах вашего велосипеда.
Маркировка на покрышке
Основная информация о давлении в покрышках находится на них самих. Содержит она два значения: первое в PSI (фунты на кв. дюйм), а другое в BAR-ах, или как еще принято именовать эту величину, в атмосферах. Всегда указывается два значения - минимальное и максимальное. Они рекомендуются производителем конкретно для данной модели покрышки, чтобы обеспечить безопасное передвижение и избежать неприятных "сюрпризов".
При эксплуатации покрышек с давлением ниже минимального вы рискуете заработать прокол в виде "змеиного укуса" - это прокол, при котором при наезде на какое либо препятствие покрышка ударяется об обод и получает от него две дырки рядом друг с другом. Да и в целом, на низком давлении вероятность получения любого прокола выше и не обязательно что это будет именно "змеиный укус". Бескамерка менее подвержена "змеиным укусам", однако вероятность всегда есть. При таком виде прокола бескамерную резину в дальнейшем использовать будет практически невозможно.
Также, при использовании покрышек на давлении меньше рекомендуемого, увеличивается степень их износа во время катания. Возрастает риск разбортировки колеса при технически сложных поворотах на большой скорости. Кроме всего прочего, низкое давление отрицательно сказывается на накате, велосипед начинает хуже катить по ровной поверхности.
Что касается превышения максимально допустимого давления в покрышках - это не означает, что колесо сразу лопнет как шарик. Производители всегда перестраховываются и закладывают дополнительный запас прочности. Однако для райдера езда на перекаченных шинах обернется ощутимым дискомфортом, все вибрации и неровности дороги будут отдавать в седло и руль. У МТБ-велосипедов резко снизится сцепление с грунтом за счет уменьшения пятна контакта. Шоссейным велосипедам такие проблемы не свойственны, однако потеря контакта с поверхностью на перекаченных колесах также возможна во время крутых поворотов при наличии небольшого количества песка или дорожной пыли на асфальте.
Поверхности
Различные виды дорожной поверхности требуют своего подхода, а именно подходящего давления. Грязь, земля, щебень, песок обладают низкой несущей способностью, контролировать велосипед на них гораздо сложнее. Снижение давления в шинах позволяет в какой то мере снизить это негативное свойство. Пятно контакта увеличивается, а с ним увеличивается и зацеп, проходимость, контроль и скорость прохождения таких участков.
Асфальт, в свою очередь, как и другие ровные поверхности, требуют другого подхода. Увеличенное давление повысит накат, а следовательно и среднюю скорость.
Адаптировать давление в шинах перед поездкой под местность по которой будет протекать ваш маршрут - абсолютно нормально. Это делают не только профессиональные спортсмены перед гонкой, но и простые любители, чтобы увеличить скорость и комфорт прохождения маршрута.
Размер покрышки
Толщина покрышки МТБ-велосипедов обозначается в дюймах (2.0, 2.2 и тд.) и миллиметрах в шоссейном мире (23с, 25с и тд.). Здесь действует правило - чем объем покрышки больше, тем меньшее давление ей требуется. Одно и то же давление на покрышках разной ширины на деле заметно различается. Более широкие покрышки потребуют снижения давления для комфортного передвижения.
Конструкция покрышки
Любая покрышка — это многослойная конструкция. Количество, наполнение и площадь взаимного перекрытия этих слоев напрямую влияет на оптимальное давление. Покрышки с толстыми боковинами требуют меньшего давления, а тонкие стенки боковин наоборот - большего. Также сказывается и наличие антипрокольного слоя. Он делает контактную поверхность покрышки жестче, что требует снижения давления. Его отсутствие, наоборот, делает покрышку более податливой, комфортное давление возрастает.
Бескамерные покрышки позволяют пользоваться преимуществами катания на пониженных значениях давления. Отсутствие камеры позволяет уйти от ограничений производителей, если деформация остается на достойном уровне и не повреждают резину. Да, и сама камера перестает создавать дополнительное сопротивление качению. В общем, бескамерную резину все хвалят и небезосновательно.
Вес велосипедиста
Прямое влияние на выбор оптимального давления оказывает и вес велосипедиста. Не сложно догадаться, что тяжелому человеку потребуется куда большее давление в шинах, чтобы избежать их деформации, чем человеку с небольшим весом. Здесь нужно вернутся к нашим минимальному и максимальному значениям. При весе райдера ниже среднестатистического (наример, в случае с подростком) понижать давление ниже минимально допустимого можно, чтобы достичь нужной степени комфорта и сцепления. Однако, превышать максимальное значение давления не рекомендуется, даже если большой вес райдера этого требует. В таком случае нужно подобрать покрышки с более высоким порогом допустимого давления.
Заключение
Оптимальное комфортное давление - штука очень индивидуальная и зависит от многих факторов. Единого стандарта для всех условий и видов дисциплин - не существует. Экспериментируйте с давлением, пробуйте разные варианты на различных типах поверхностей и вы обязательно найдете комфортные значения именно для себя.