Цепь и звезды, расположенные справа, явление настолько привычное, что на это никто не обращает внимания. Однако, вы когда-нибудь задумывались, почему у всех велосипедов трансмиссия находится именно с правой стороны?
Первое, что приходит на ум - это дань традициям или потому, что у большинства людей-правшей ведущая нога именно правая. На самом деле это совокупность нескольких факторов. По одной из версий, у старых велосипедов элементы трансмиссии имели преимущественно резьбовой тип крепления, поэтому находясь справа и подвергаясь нагрузкам, резьба работала на закручивание, а не наоборот. Сегодня практически все элементы трансмиссии фиксируются шлицевым способом, поэтому особой разницы нет, где они будут находится, пожалуй, за исключением педалей.
Еще одна из возможных версий заключается в том, что первые велосипеды, по конструкции напоминающие современные модели, появились в Великобритании - стране с левосторонним движением. Возможно этот факт повлиял на выбор стороны расположения трансмиссии. Если велосипедист был вынужден идти по дороге, ведя велосипед рядом с собой, безопаснее и удобнее ему было находится по левую сторону байка, а трансмиссия, расположенная справа, не мешала ходьбе и не пачкала одежду.
Левосторонняя трансмиссия на современных велосипедах
В 2016 году женская сборная США по трековому велоспорту провела гонку преследования на велосипедах с трансмиссией, расположенной с левой стороны. Такое решение было предпринято в пользу лучшей аэродинамики при движении по треку. Поскольку движение на треке постоянно происходит против часовой стрелки с постоянными левыми поворотами, использование трансмиссии слева со специальной аэродинамической системой шатунов может принести свои преимущества. По заявлению разработчиков, испытания в аэродинамической трубе показали аэродинамическое преимущество размещения трековой трансмиссии слева в 4%, учитывая, что сопротивление воздуха при постоянном движении против часовой стрелки больше оказывается слева.
Сотрудничество с Vision остановило выбор на шатунах Metron, имеющих аэродинамическую линзовидную форму. По заявлению разработчиков, испытания, проведенные на треке, показали выигрыш почти в секунду на километр в гонке преследования на 4000 метров. Для подобных гонок это огромное преимущество, которое полностью оправдывает всю проделанную работу по изменению конструкции рамы, шатунов и заднего колеса.